Материалы
Главная  »  Материалы  »  Стенограмма заседания Экспертно-консультационного совета по ветеринарии при НСС от 4 декабря 2019 г.
Фев
10
Дарья Колякина
Стенограмма заседания Экспертно-консультационного совета по ветеринарии при НСС от 4 декабря 2019 г.
Экспертно-консультационный совет по ветеринарии при НСС
0
, , , , , ,

Присутствовали:
Ковалев Юрий Иванович, д.т.н., генеральный директор Национального Союза свиноводов
Курленко Владимир Иванович, заместитель генерального директора Национального Союза свиноводов, главный эксперт по финансово-экономическому анализу и правовому обеспечению отрасли
Члены ЭКС по ветеринарии при НСС:
Духовский Александр Александрович, к.в.н., ответственный секретарь Экспертно-консультационного совета по ветеринарии при НСС
Кукушкин Сергей Анатольевич, д.в.н., руководитель технического отдела продуктов для свиноводства в странах СНГ ООО «Берингер Ингельхайм»
Пругло Владимир Владимирович, к.в.н., руководитель отдела ветеринарного сервиса ООО «Сева Санте Анималь»
Хмылов Антон Геннадьевич, к.б.н., директор по развитию «Мосагроген»

Приглашенные:
Бирюкова Анна, глава отдела маркетинга и регионального развития представительства компании «Хювефарма» в Москве
Виткова Ольга Николаевна, к.в.н., начальник отдела экспертиз и нормативно-технической документации ФГБУ “Цетр ветеринарии”
Жуков Олег Иванович, к.х.н., директор «Нита-Фарм», член Национальной ветеринарной ассоциации
Лапинский Евгений Сергеевич, руководитель отдела животноводства и ветеринарии Национальной Мясной Ассоциации
Раев Сергей Алексеевич, кандидат ветеринарных наук, ООО «ВЕТБИОХИМ»
Севастьянова Татьяна Владимировна, к.в.н., заместитель исполнительного директора, директор департамента нормативно-правового регулирования Национальной ветеринарной ассоциации
Эдуард Рыжий, директор «Биокорм»
и другие.

Председатель: Ковалев Ю.И., д.т.н., генеральный директор Национального Союза свиноводов
Секретарь: Духовский Александр Александрович, к.в.н., ответственный секретарь Экспертно-консультационного совета по ветеринарии при НСС

Повестка дня:

1. Как отразится “регуляторная гильотина” на осуществлении ветеринарного надзора в свиноводстве?
2. Предложения по внесению изменений в Приказ Минсельхоза РФ от 24.01.2018 №25 “Об утверждении ветеринарных правил…”
3. Разное:
1. О перспективах применения антибактериальных средств с целью профилактики инфекционных болезней
2. Об аутоиммунных вакцинах

По первому вопросу:
СЛУШАЛИ:
Виткову О.Н. Что касается регуляторной гильотины, имеется дорожная карта, утвержденная Д.А. Медведевым, в соответствии с которой проводятся все работы. Прежде всего, под гильотину подпадают документы советского периода. К сожалению, у меня нет точной информации о тех документах, которые имеются в данном перечне. По этому вопросу можно официально обратиться в Департамент ветеринарии. Можно направить запрос насчет конкретных документов, которые вас, прежде всего, волнуют.

Много нормативно-правовых актов сейчас разрабатывается. Утверждены ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов сибирской язвы, ящура. Ветеринарные правила по бешенству, токсоплазмозу, лептоспирозу, КЧС, болезни Ауески, а также ветеринарные Правила по содержанию свиней проходят правовую экспертизу на соответствие действующему законодательству в Департаменте правового обеспечения. Ветеринарные правила по трихинеллезу, туберкулезу, бруцеллезу — на согласовании в Федеральных органах исполнительной власти РФ. Ветеринарные правила по листериозу зарегистрированы в Минюсте. В 2020 году планируется работа над такими документами, как рожа и африканская чума свиней. Что касается гильотины, хотелось бы, чтобы все было хорошо продумано, так как она проводится, прежде всего, в интересах бизнеса.

Лапинского Е.С. Создается рабочая группа по механизму реализации регуляторной гильотины в сфере животноводства и растениеводства,

изменению нормативно-правовых актов в животноводстве, уже есть список участников. Из представителей отрасли мясного животноводства в рабочую группу входят Сергей Евгеньевич Юшин — руководитель Национальной Мясной Ассоциации, Виктор Вячеславович Линник – президент АПХ «Мираторг», Сергей Игоревич Михайлов — генеральный директор ПАО «Группа Черкизово», Виктор Степанович Бирюков — Президент группы компаний «Талина», Сергей Алексеевич Колтунов — заместитель Генерального директора по правовым и корпоративным вопросам «РУСАГРО». Рабочая группа будет принимать решения при рассмотрении новых нормативно-правовых актов, при утверждении будет учитываться позиция ее участников. Было принято решение внутри нее выделить подгруппы по разным направлениям, в частности, подгруппу государственного ветеринарного контроля и надзора, в которую включить экспертов, которые будут давать оценки и направлять рабочую группу. В связи с этим я считаю целесообразным членам экспертно-консультационного совета по ветеринарии при Национальном союзе свиноводов принять участие в этой подгруппе и рассматривать новые нормативно-правовые акты. Имеется методика исполнения дорожной карты при реализации механизма регуляторной гильотины.

Зачитаю цитату из постановления Правительства РФ от 14.09.2019 № 1200 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»: «Механизм регуляторной гильотины включает в себя признание утратившими силу или отмену не позднее 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов РСФСР, а также признание не действующими на территории Российской Федерации нормативных правовых актов СССР, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах общественных отношений; внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на изменение не позднее 1 января 2021 г. существующих федеральных законов или принятие новых законов, обеспечивающих систематизацию обязательных требований и исключение установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне; введение в действие не позднее 1 января 2021 г. новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в основных сферах общественных отношений”. Речь идет о том, что все нормативно-правовые акты будут отменены 1 января 2021 г. 1 января 2020 года отменяются все нормативно-правовые акты, выпущенные до 1993 года, а через год — те, которые выпущены после 1993 года.

Виткову О.Н. Позиция Департамента ветеринарии, которую меня попросили озвучить, состоит в том, чтобы все необходимые для практиков нормативно-правовые акты оставались действующими. На сегодняшний день, к сожалению, процесс разработки нормативно-правовых актов проводится достаточно медленно. Большое время занимает не только разработка, но и процедура согласования нормативно-правовых актов. В связи с этим я еще раз напоминаю: по поводу наиболее значимых для свиноводства нормативно-правовых актов вы можете обратиться за разъяснениями в Департамент ветеринарии.

В прениях выступили:

Курленко В.И. Акцент делается на ключевых рисках и на том, в какой момент они возникают. Исходя из этого, определяются первоочередные документы. Контрольно-надзорный орган определяет группу риска, которую чаще надо проверять, а также периодичность этих проверок.

Ковалев Ю.И. Нужно отдавать себе отчет, что у нас нет никаких прав, мы — экспертное сообщество, а официально взаимодействует с государством рабочая группа. Инициатива должна быть за Минсельхозом как ответственным за разработку нормативно-правовой документации. У них есть свои институты, свои полномочия, бюджеты. Мы не должны брать на себя обязательства о том, что мы беремся разработать документы за год или за два. Это непрофессиональный подход. Возможно, отменить действие документов с первого числа — это не самое правильное решение. Мы можем только направить предложение, дать оценку, увидеть риски, сделать экспертизу проектов. Но говорить о том, что эксперты будут разрабатывать законопроекты, — об этом речь не идет.

Реплика: Предлагаю включить в состав рабочей группы Духовского Александра Александровича, ответственного секретаря Экспертно-консультационного совета по ветеринарии при НСС для осуществления взаимодействия между группой разработки документов и экспертным сообществом.

РЕШИЛИ:
Включить в состав рабочей группы по разработке нормативных документов в рамках регуляторной гильотины (подгруппа государственного ветеринарного контроля и надзора) Духовского Александра Александровича, ответственного секретаря Экспертно-консультационного совета по ветеринарии при НСС для осуществления взаимодействия между группой разработки документов и экспертным сообществом.

ГОЛОСОВАЛИ: «За» — единогласно, «Против» — нет, «Воздержался» — нет.

По второму вопросу:

СЛУШАЛИ: Духовского А.А. Не секрет, что одна из актуальнейших проблем в промышленном свиноводстве — РРСС. Очаги, вспышки возникают с завидной периодичностью, случаются рецидивы. Что прописано в ветеринарных правилах? Прописан следующий алгоритм. Лаборатория, поставившая диагноз, в течение 24 часов информирует Государственную ветеринарную службу. Далее должны разворачиваться различные мероприятия, характерные для вспышек особо опасных инфекционных заболеваний. Останавливается случка, убой и пр. Эти правила не соблюдаются, и государственные ветеринарные службы об этом не знают. Правила не работают. Более того, если соблюдать эти правила, отрасль встанет. У нас около 50% стад позитивны по РРСС. Это хозяйства, которые когда-то в течение производственной деятельности повстречались с этим патогеном и начали что-то применять: как правило, инактивированную или живую вакцину. Они восстановили показатели до определенной степени и живут с этим. Если они будут следовать существующим правилам, они на первом этапе получат большие проблемы, вплоть до депопуляции и замены стада. А потом возникают различные вариации. Если они начали вакцинировать, то как дифференцировать полевой штамм от вакцинного? Если произведена депопуляция и заселено новое стадо, то через некоторое время занос может повториться. Остается сделать вывод, что подход, предлагаемый в этом документе, нереалистичен. Эти вопросы начал формулировать Евгений Сергеевич Лапинский из Национальной мясной ассоциации. Были отправлены предложения в Департамент ветеринарии. На что пришел ответ от Андрея Александровича Муковнина, заместителя директора департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ, с просьбой о дополнительных разъяснениях. От нашего Экспертно-консультационного совета, как минимум, два эксперта подробно рассмотрели и прокомментировали каждый пункт. Где-то их мнения совпадают, где-то дополняют друг друга. Приказ МСХ РФ № 25 от 24.01.2018 надо пересматривать, редактировать его невозможно. Но, прежде чем принципиально пересматривать, хотелось бы с вами посоветоваться, как поступать стратегически. Если мы хотим искоренить РРСС в Российской Федерации, то нужно жестко контролировать биобезопасность, должен быть исключен занос патогена извне.

В прениях выступили:

Кукушкин С. А. Что касается РРСС, он у нас был и до его официального открытия. С племенными животными он к нам не попадал. Все партии племенных животных, которые попадали в Российскую Федерацию, тестировались во ВНИИЗЖ. Я там работал 12,5 лет. За это время было всего две партии, серопозитивные по РРСС, и они были уничтожены еще в карантине. Ни одна позитивная импортная свинья в Россию не прошла. Что касается перспективы, если эту программу внедрить, нам придется готовиться к депопуляции всего поголовья, мы ничего не сможем продать. В документе предлагаются абсолютно нереалистичные меры. Самое простое — два пути: либо снять все ограничения, как делается в большинстве стран, и исключить эту болезнь из списка карантинных инфекций, либо регулировать с помощью этих правил только движение племенных животных.

Виткова О.Н. Ничего удивительного в том, что по ряду заразных болезней в новых ветеринарных Правилах ужесточаются требования. Это связано, прежде всего, с тем, что эти болезни входят в список карантинных. В случае выявления возбудителей болезней, возникновения случаев заболевания животных в обязательном порядке должны проводиться карантинные мероприятия.

Кукушкин С.А. Считаю правильным распространять правила только на племенных животных. Сейчас для хозяйств, позитивных по РРСС, есть возможность заниматься только товарным производством. Выведением племенных животных могут заниматься только хозяйства, негативные по РРСС. Есть страны, где племенной статус имеют и РРСС-позитивные, и РРСС-негативные стада. Нужно законодательно зафиксировать, что негативными животными можно комплектовать и позитивные, и негативные стада, а позитивными — только позитивные. Если ввести правило, что только РРСС-негативные стада могут иметь племенной статус, во многих хозяйствах племенные фермы лишатся своего нуклеуса. Как правило, эти хозяйства ремонтируют сами себя. Но если они этого статуса лишатся, для них это будет тяжело. Нужно в этом вопросе найти правильный подход, иначе мы сами себе навредим. Та сфера, где жесткое регулирование оправдано, — это ввоз животных из-за границы.

РЕШИЛИ: Внести предложение о разграничении требований к племенным и товарным хозяйствам при разработке Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов репродуктивно-респираторного синдрома свиней (РРСС).

ГОЛОСОВАЛИ: «За» — единогласно, «Против» — нет, «Воздержался» — нет.

По третьему вопросу:

По первому пункту:

Духовский А.А. Предлагаю высказаться на тему применения антибактериальных препаратов с целью профилактики. Врачи, директора по производству, заместители директоров работают на результат: сохранность, привес и пр. Невозможность применения антибиотиков с целью профилактики приведет к проседанию этих показателей. Хозяйства, врачи к этому готовы. Но они задают вопрос: если будут запрещены эти средства, что мы получим взамен? Для профилактики инфекционных болезней есть вакцины, из которых крайне мало отечественных. Даже если добавить импортные вакцины, спектр заболеваний не перекрывается. Какие альтернативы могут быть: препараты растительного происхождения с антибактериальным эффектом, аутогенные бактериальные вакцины, другие варианты?

Обсуждение:

Бирюкова А. По этому вопросу я смотрела доступное мне законодательство и не нашла определения профилактики. Раньше это было в законе о ветеринарии, сейчас нет. Профилактика — если заболевания нет, и ты применяешь вакцины, чтобы его не занести. Но если есть микоплазмоз, АПП, даже если нет клинических признаков, свиноматки поголовно являются носителями. Применяя антибиотики против АПП до развития клинических признаков, вы не допускаете развития заболевания. Это не профилактика, а метафилактика. Имеется бактериальный возбудитель, но вы не допускаете ущерба, предотвращая развитие клинических или субклинических проявлений.

Жуков О.И. Я читал проект в той стадии, в которой он находится сейчас, и могу пояснить некоторые вещи. Действительно, в нем прописан запрет применения антибиотиков с профилактической целью. Это следует из Стратегии предотвращения распространения антимикробной резистентности, которая утверждена распоряжением Правительства №2045-р от 25 сентября 2017 года. Определения профилактики как такового нет, но есть требования, в каких случаях можно применять антибиотики. Должен быть четко установлен диагноз, причем, в том числе, по клиническим признакам. Понятия «метафилактика» в России не существует ни в законодательстве, ни в экспертной среде. Соответственно, оно не вошло и в этот законопроект. Эта дискуссия идет давно, мы ее ведем с Россельхознадзором. При разработке документа было услышано наше мнение о том, что антибиотик можно назначать до лабораторного подтверждения. Продолжительность — не более 14 дней. Мы предлагали сделать в отдельных случаях при экспертизе в ходе регистрации лекарственного средства возможность установить срок применения больше, если это научно обосновано, но пока не получается это сделать.

В этом документе еще есть рецептурный отпуск, но сейчас есть понимание, что для ветеринарии нельзя делать отпуск по рецептам. Было бы правильно ввести понятие «метафилактика», потому что есть ряд заболеваний, у которых клинические проявления мы можем не видеть до тех пор, пока не будет поздно осуществлять какие-то действия. Нам как представителям фармацевтической отрасли пока не удалось вести это понятие.

Хочу обратить внимание свиноводов на то, что законопроект в текущей редакции предусматривает лицензирование всех производителей лечебных кормов (фармацевтическая лицензия): и тех, кто производит на продажу, и тех, кто производит для себя. Мы подавали такое замечание: зачем заставлять сельхозпроизводителей, которые производят корма для себя, получать фармлицензию? В итоге 90% сельхозпроизводителей должны будут получить фармлицензию. Я надеюсь, что сельхозпроизводители будут исключены из текущей редакции. Фармлицензию должны будут получать производители премиксов и комбикормов на продажу.

Курленко В.И. Какая практика на мировом рынке по этому вопросу? Прежде всего, интересуют страны, с которыми мы конкурируем по мясной продукции.

Жуков О.И. Там тоже нельзя просто так взять и применить антибиотик, нужно фактически получить разрешение властей (по сути, рецепт). Всё направлено на отслеживание применения антимикробных препаратов. В Европе удалось сократить применение антимикробных препаратов, причем сокращение их применения началось через 5 лет после запрета применения AGP (Antibiotic Grows Promoter), что, как известно, глобально так и не привело к снижению резистентности. Тогда стоит задаться вопросом: не будет ли наша себестоимость производства мяса такой же, как в ЕС, где она, как известно, выше, чем в США и Бразилии? Кроме того, [в Европе] планируется внедрить информационную систему типа «Меркурия», но, в отличие от него, не разрешительную, а уведомительную. В этой системе производители и импортеры будут регистрировать, сколько [антибиотиков] произвели и кому сколько продали. Соответственно, сельхозпроизводители и ветврачи в этой системе должны будут регистрировать свои рецепты.

Реплика: В Испании вариативный подход: все антибиотики разделены на 5 групп по жесткости регуляции. Есть те, которые запрещены совсем (стимуляторы роста), другие разрешены к применению не более 14 дней, и вплоть до группы с мягким регулированием (пенициллин). Очень серьезно поставлен контроль. Есть системы, которые обеспечивают прозрачность этого механизма. Они занимались внедрением этой системы около 8 лет. За год это не делается.

Жуков О.И. У нас тоже будет подобное. Сейчас речь идет о том, что Россельхознадзором и Росздравнадзором будут создаваться списки антибиотиков, которые будут запрещены для применения в сельском хозяйстве и ветеринарии.

Духовский А.А. Насколько я знаю, в Европе предоставляются аналитические таблицы по потреблению антибиотиков. Там все сведено к отношению потребленного активного вещества к единице произведенной биомассы.

Пругло В.В. Что касается профилактического применения антибактериальных средств, я поддержу предыдущих выступающих. На промышленном предприятии мы имеем дело с популяцией животных, которая не инфицируется и не болеет одномоментно. Когда мы говорим о профилактике бактериальной инфекции в стаде, мы подразумеваем не лечение отдельного животного, а массовую обработку всей популяции, т.е. предотвращение эпизоотии и прекращение её развития. Сегодня правильная постановка вопроса о профилактике должна звучать так: мы лечим больных свиней или получаем здоровое мясо? Давайте назовём это не профилактикой, а превентивным терапевтическим применением антибиотиков в ситуации, когда установлен предварительный диагноз.

Хмылов А.Г. Когда появилась первая информация о том, что из всех инструкций на лекарственные препараты необходимо срочно убрать слово «профилактика» и вообще упоминание о профилактике как таковой, а в продуктовом портфеле нашей компании есть препараты, в том числе, для лечения гинекологических заболеваний, в частности, эндометрита и синдрома метрит-мастит-агалактии, то мы не нашли ничего лучше, как обратиться к инструкциям на подобные (по принципу действия и назначению) препараты у медиков. В ходе анализа доступной информации и формулировок, изложенных в этих инструкциях, выяснили, что на сегодняшний момент все лекарственные препараты медицинского назначения, содержащие в своем составе антибактериальные компоненты, в инструкциях не имеют слов «профилактика», «метафилактика», но у них фигурирует во всех инструкциях (отечественных, зарубежных) формулировка: «применение препарата с целью предотвращения развития патологии», то есть слово «профилактика» заменено на эту формулировку. Когда зарубежное лекарственное средство попадает на наш рынок, формулировки в инструкциях создаются и получают одобрение по единому шаблону. Я обращаюсь к официальному сайту зарубежного производителя, чье лекарственное средство зарегистрировано к применению на территории РФ и перевожу текст инструкции с оригинала в стране-производителе, и там есть эти же формулировки. В том числе в странах, где вопросами антибиотикорезистентности власти озаботились уже более 8 лет назад. На вопрос, как быть с животными, эксперты контролирующих органов считают, что профилактика запрещена потому, что препарат будет применяться для здоровых животных. Но здоровые животные у нас находятся в одной клетке с больными. Инкубационный период никто не отменял, они могут быть инфицированы, но без клинических признаков.

Жуков О.И. В законе уже есть пункт о том, что если животные содержатся групповым способом, часть из них диагностирована, а другая часть не диагностирована, то лечатся все.

По второму пункту:

Духовский А.А. Коллеги, давайте рассмотрим варианты, которые можно предложить практикам. Какая альтернатива профилактике антибиотиками? Во всем мире развивается производство аутогенных вакцин: Европа производит аутогенные бактериальные вакцины, Америка производит аутогенные бактериальные и вирусные вакцины, это регулируется соответствующим образом. У нас этого нет. Какие перспективы развития в этом направлении?

Обсуждение:

Хмылов А.Г. Увеличение себестоимости.

Пругло В.В. Если государственные структуры позволят зарубежным компаниям разместить на территории Российской Федерации свои мощности для производства аутогенных вакцин, то они появятся. Но сейчас законодательные нормы таковы, что любой препарат должен быть зарегистрирован, и при этом теряется экономический смысл разработки и производства небольшой партии локального биопрепарата для данной популяции (стада или хозяйства). Пока дело обстоит подобным образом, перспективы нулевые. В Советском Союзе были тканевые вакцины, которые «варились» почти на каждом крупном свиноводческом предприятии. Я знаю ряд компаний, которые сейчас работают на рынке, и ранее они оказывали такие услуги: производили вакцины под конкретное хозяйство. Например, этим занимались некоторые НИИ. Некоторые у себя в сарае такое делают. Но в сарае — это категорически неправильно и незаконно. Если под это будет создана нормативная база, которая позволит зарубежным и российским компаниям производить аутогенные вакцины, появятся такие компании. Потому что есть специалисты, которые могут это делать на высоком профессиональном уровне, с хорошей биобезопасностью. Но пока этого нет, перспективы нулевые. Это не панацея, но это часть глобального фармацевтического рынка.

Духовский А.А. Вопросы стрептококкоза, колибактериоза, гемофилеза закрывались антибиотиками, которые добавляются в корм. Теперь не будет такой возможности. Практики спрашивают: какая альтернатива? Вакцины против этих болезней в Европе производятся под конкретное хозяйство. Какие опасения у государства на этот счет? Почему нельзя это внедрить и регулировать?

Севастьянова Т.В. На сегодняшний день всё обращение лекарственных средств регулируется ФЗ-61, в котором четко прописано, что любое лекарственное средство, которое применяется на территории Российской Федерации, должно быть зарегистрировано. Других вариантов на сегодняшний день нет, и вряд ли они появятся.

Духовский А.А. У нас нет вакцин против этих патогенов, даже зарегистрированных.

Севастьянова Т.В. Когда у нас в Национальной ветеринарной ассоциации (а она является участником различных рабочих групп, в том числе при Минсельхозе) была очередная рабочая группа, на которой встал вопрос о возможности производства инновационных препаратов, нам Минсельхоз направил перечень препаратов, о которых не все знают, и считают, что их нет на рынке. Наша ассоциация провела анализ, и оказалось, что более 50% списка вакцин, которые запрашивают отрасли, в том числе свиноводческая, присутствуют в виде зарегистрированных вакцин. У нас просьба: если есть потребность в конкретных препаратах, которые нужны, в том числе, для выработки альтернативной позиции в рамках ограничения применения антибактериальных препаратов, которые необходимо применять уже сейчас, пожалуйста, направьте нам официальный перечень таких препаратов. У нас как у отрасли, которая занимается биофарминдустрией, нет понимания того, что нужно людям на земле.

Виткова О.Н. Антибактериальные вакцинные препараты, сделанные из тех штаммов, которые циркулируют в данном конкретном хозяйстве, являются очень эффективными, поэтому практиками часто поднимается вопрос об изготовлении таких вакцин.

Реплика: Наши производители общаются в тесном сообществе с точно такими же ветеринарными врачами из хозяйств. Мы от ветеринарных врачей не слышим жалоб на отсутствие тех или иных препаратов.

Виткова О.Н. Какая бы вакцина ни была (даже если она планируется к использованию только в том хозяйстве, где были выделены культуры возбудителя для ее изготовления), ее необходимо зарегистрировать, а это большие деньги, так как перечень показателей, по которым она должна быть протестирована, очень большой.

Жуков О.И. Я хотел бы к этому добавить, что Национальный Союз свиноводов мог бы внести законодательную инициативу, например, в Россельхознадзор, который является регулятором в этой сфере. Тем более, что эта организация сейчас открыта для предложений, ожидает инициатив. Если есть потребность в аутогенных вакцинах, почему бы не сообщить, что нам не хватает регулирования для того, чтобы они в стране были.

Ковалев Ю.И. Это очень специфические темы, по которым должно быть сформировано обобщенное мнение практикующих специалистов. Мы стараемся не писать писем, ответом на которые может быть отписка. Вы видите, какое количество нормативной документации сейчас должно быть разработано. Сформулируйте такое взвешенное, профессиональное мнение, заручитесь поддержкой 5-6 компаний, что это действительно актуально, я с удовольствием поддержу.

Кукушкин С.А. Я согласен, что нужно устанавливать приоритеты. Если мы говорим об инструкции по РРСС, это реально серьезная вещь. Что касается аутогенных вакцин, это вопрос второй-третьей важности. Во-первых, есть коммерческие вакцины, и их много, которые вполне защищают от проблем. Современные аутогенные вакцины появились в семидесятых годах, когда не было хороших коммерческих, токсоидных вакцин против АПП, средств борьбы со стрептококком. Сейчас есть хорошие антибиотики, технологические мероприятия, кислоты — другими словами, есть реальные альтернативы для решения этих проблем. Я не стал бы заострять внимание на аутогенных вакцинах, чтобы не засорять правовое поле таким документом. Для нас это не приоритет.

Духовский А.А. Это реакция врачей на постановление, запрещающее использовать антибиотики для профилактики. Нужно искать альтернативные пути, это неизбежно. Какие они будут — неизвестно. Только опыт применения покажет, достаточны альтернативные средства или нет.

Хмылов А.Г. Уже достоверно известно, что в Европе вследствие отказа от кормовых антибиотиков существенно выросло применение лечебных антибиотиков, в результате чего повысилась себестоимость продукции. И сегодня на конференции об этом упомянули трое докладчиков из разных стран, предоставивших анализ на примере рынка свинины в конкретных цифрах.

Реплика: Как сказал один из докладчиков, Европа уходит с экспортного рынка, потому что она не в состоянии конкурировать.

Ковалев Ю.И. На сегодня Европа является крупнейшим экспортером. Основные экспортеры на китайском рынке на сегодня — Германия, Испания, Голландия, Дания. Если смотреть в перспективе 10-15 лет, вполне возможно, что доля Европы на китайском рынке сократится, и поэтому имеется заинтересованность в поставках из России, где есть резервы территории и зерно, тогда как в Европе свободное пространство нарастить невозможно.

Севастьянова Т.В. Основное наше преимущество — низкая себестоимость. Нужно понимать, на чьи практики мы должны ориентироваться. По применению антибиотиков практика США и Европы — разная.

Реплика: Возможно, Национальному Союзу свиноводов нужно активнее включиться в дискуссию о возможных альтернативах профилактике антибиотиками? Скорее всего, это будет повышение себестоимости примерно на 20%, которое будет складываться из разных факторов.

Реплика: Основной вопрос в том, что многие технологические проблемы решают антибиотиками. Мы как фармпроизвоители это не поддерживаем. Если уж мы работаем, давайте использовать правильную терминологию: профилактика, метафилактика, применение антибиотиков для предотвращения развития патологии. Давайте работать над терминологией. Вы как национальная ассоциация могли бы повлиять на введение терминов.

Ковалев Ю.И. Давайте будем прагматичными. Вы все являетесь нашими ассоциированными членами, что мы очень ценим. И только вы можете профессионально сформулировать соответствующие предложения. Формулируйте, мы готовы поддерживать.

Духовский А.А. Несколько раз была упомянута микоплазма. Профилактика с помощью вакцинации разве не решает этот вопрос? Мне кажется, это не достаточно сильный аргумент.

Реплика: Она решает этот вопрос, но не на 100%. Микоплазму мы вакцинируем два раза: в 7 и в 21 день. У нас не все вакцины зарегистрированы.

Духовский А.А. Хорошо, вы можете применить с лечебной целью антибиотик в течение 14 дней, при необходимости повторить.

Кукушкин С.А. Я хотел бы пояснить, откуда взялся этот тренд на запрет применения антибиотиков. Насколько мне известно, он пошел от медиков, озабоченных тем, что у людей возникает резистентность к антибиотикам, в связи с чем неэффективно лечение в больницах. Следует два вывода. Первое: если мы благодаря Россельхознадзору сможем контролировать содержание антибиотиков в мясной продукции — это прекрасно, но зачем тогда ограничивать применение антибиотиков в начале откорма? Второе. Если посмотреть на статистику смертности, то на первых местах сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, а инфекционные — в конце списка. Почему получается, что резистентность к антибиотикам выглядит как основной драйвер проблем здравоохранения?

Есть известный доклад ВОЗ, в котором прогнозируется, что к 2050-му году антибиотикорезистентность может стать причиной гибели каждого второго жителя планеты Земля. Из своего практического опыта я знаю, что каждый врач сам определяет, на каких сроках нужно переставать давать антибиотики, и у всех разные мнения по этому вопросу.

Реплика: В плане разработки законодательных актов стоит присмотреться к опыту Испании, где антибиотики делятся на группы, и органичение применения проводится в соответствии с группами. Если говорить о превентивной практике применения антибиотиков, чтобы исключить остаточное количество антибиотиков в готовой продукции и применение антибиотиков на откорме, нужно сделать упор на младшей группе, чтобы патогены не переносились в старшие группы.

Кукушкин С.А. Здесь присутствуют представители известных фармкомпаний, производящих антибиотики. Если они выработают консолидированное предложение и передадут Александру для использования при формировании действующих документов, это будет рабочий вариант для формирования мнения Союза.

РЕШИЛИ:
1. Составить перечень препаратов, необходимых в настоящее время для ветеринарии в свиноводстве, в том числе, для выработки альтернативной позиции в рамках ограничения применения антибактериальных препаратов, направить его в Российскую Ветеринарную Ассоциацию.
2. Рассмотреть предложение о введении в профессиональный обиход терминов «профилактика», «метафилактика» и закреплении их значений в нормирующих документах.
3. Провести дополнительные консультации о возможных альтернативах применения антибактериальных средств с представителями Россельхознадзора и Департамента ветеринарии Минсельхоза РФ.
4. Сформировать взвешенное мнение о необходимости разработки документа, который позволит на легитимной основе разрабатывать аутогенные вакцины. В случае признания такого документа актуальным направить в Россельхознадзор предложение о необходимости разработки такого документа.
5. Фармакологическим компаниям подготовить предложение относительно разработки документа, регламентирующего применение антибиотиков в младших возрастных группах поросят.

ГОЛОСОВАЛИ: «За» — единогласно, «Против» — нет, «Воздержался» — нет.



Оставьте ответ

Войдите , чтобы оставлять комментарии.