Участники: представители ППС из разных регионов (в т. ч. НГАУ), ВГНКИ, СФНЦА РАН, ГК Черкизово, Национального союза свиноводов, производственных компаний «Сиббиофарм», «Росветфарм» и др.
Были рассмотрены прогрессивные способы взаимодействия вузов, НИИ и сельскохозяйственных предприятий, такие, как дуальное образование, создание базовых кафедр на базе НИИ, проектные группы (включающие студентов, представителей лабораторий, сельхозпредприятий и фармкомпаний, нацеленные на совместную реализацию научно-практических проектов). Высказано мнение, что все эти формы интеграции вузов с организациями, ведущими производственную и научную деятельность, необходимо внедрять возможно шире, и наличие этих форм взаимодействия должно характеризовать эффективность вуза, влияя на уровень бюджетного финансирования.
Высказано предложение увеличивать количество совместителей в вузе за счет практических специалистов, в том числе читающих лекции дистанционно и организующих практикумы непосредственно на территории своего предприятия, так как, несмотря на меньший опыт в доступном изложении материала, практический ветеринарный специалист более грамотно расставляет приоритеты в ведении ветеринарной деятельности. Также показана необходимость более широкого использования кейсов (набора данных из реальных предприятий, требующих выработки системных решений для решения ветеринарных проблем) в учебном процессе.
Проблема доступности производственных практик остается самой животрепещущей и влияющей на качество ветеринарного, сельскохозяйственного образования. Поэтому критически важно снижать аудиторную нагрузку на преподавателей путем увеличения количества часов на производственные и научные практики (начиная с первых курсов). Это позволит в том числе и увеличить объем практической деятельности, стажировок самими преподавателями вузов.
Возможно, одним из ограничивающих факторов является невозможность ведения производственной деятельности на территории вузов, т. к. она считается непрофильной (относительно образовательной) и требует больших усилий по переоформлению уставных документов, согласованию с различными государственными органами. Развитие собственной производственной сферы (биотехнологической, сельскохозяйственной), возможность функционирования студенческих и аспирантских стартапов непосредственно на территории вуза, совместных коммерческих предприятий также могло бы создать базу для импортозамещения, создания высокотехнологичных предприятий и основу для накопления производственного и научного опыта как у преподавателей, так и у студентов. Предложение – выработать законопроект или иной нормативно-правовой акт, обязывающий вузы выделять от 5 до 20% своих площадей под ведение профильной коммерческой и производственной деятельности.
Так как функционирование базовых кафедр подразумевает несение затрат в основном организацией-партнером, то выделение вузу средств на функционирование базовых кафедр сразу бы влияло на реальный сектор экономики. Например, можно было бы тратить не менее 1% бюджетного финансирования вуза на функционирование базовых кафедр (увеличивая финансирование вуза на эту сумму).
Сам факт работы сотрудников НИИ или производственных компаний в вузе нередко несет риски репрессий за периодическое ненахождение на рабочем месте, снижения оплаты публикаций за двойные аффилиации, ущемления в размерах заработной платы. В то же время такое взаимодействие сторонних специалистов с вузами несет огромную пользу подготовке квалифицированных специалистов и, следовательно, необходима нормативно-правовая поддержка со стороны государства, организационно-разъяснительная работа со стороны профильных министерств. С другой стороны, и преподаватели вузов могут ограничиваться в возможности работать на территориях НИИ и производственных предприятий, не являясь штатными сотрудниками – это требует выработки формата внештатных сотрудников, которые могли бы занимать различные должности в организации, не имея ставки и не получая финансирования из гос. бюджета (получая оплату своего труда от сторонних организаций или от внебюджетных поступлений).
Дуальное образование в аспирантуре должно осуществляться не только в формате платной аспирантуры, но и в рамках гос. Бюджета, так как подготовка таких специалистов и выполнение НИР в интересах реального сектора экономики несет наибольшую пользу государству. Не менее 10% бюджетных мест в аспирантуре должно быть отдано сотрудникам производственных компаний и НИИ с выполнением НИР в интересах этих сторонних компаний / НИИ / вузов. В том числе это радикально повысит уровень дохода самих аспирантов. Использование оборудования НИИ или вузов при выполнении НИОКР / НИР такими аспирантами должно осуществляться на общих основаниях. Представляется целесообразным расширить программу «диплом как стартап» и на аспирантуру, обеспечивая завершение научной работы внедрением ее результатов в форме стартапа.