1 июня 2021 года на конференции «Ветеринария в АПК» прошло очередное расширенное заседание Экспертно-консультационного совета по ветеринарии при Национальном Союзе свиноводов. Его повестка:
- Новые ветеринарные правила по болезням животных.
- П. 8 правил по КЧС б. Ауески, туберкулезу – манипуляции выполняют госветврачи!?).
- Эпизоотическая ситуация по б. Ауески. Критерии оценки и постановка окончательного диагноза на б. Ауески.
- Можно ли официально предприятию отказаться от вакцинации против КЧС?
- Аутовакцины, что нужно сделать для их легализации в РФ?
- Исследование остатков антибиотиков в мясе. Проблема с отсутствием методики определения. Например, применяя Римфапицин, предприятия обязаны исследовать его в мясе, но методика отсутствует даже в ВГНКИ. Как быть?
- Взаимодействие ветеринарных производственных врачей с врачами государственной ветеринарной службы на региональном и федеральном уровне. Есть ли проблемы?
- Стратегия предупреждения антимикробной резистентности. На каком этапе реализации находится? Будет ли рецептурный отпуск препаратов для с/х животных? Потребуется ли лицензия ККЗ, производящему лечебный корм?
- АЧС. Анализ причин ухудшения обстановки на предприятиях с высоким компартментом.
- ФГИС «Меркурий» и все вопросы, связанные с ВСД.
Мы публикуем отдельные высказывания участников заседания. Полностью стенограмму можно скачать здесь.
…Практически везде налажено взаимодействие специалистов, которые находятся в хозяйствах, и государственных ветеринарных специалистов, чтобы они осуществляли со стороны госветслужбы контроль за использованием этой вакцины, так как у нас трёхстороннее соглашение между Минсельхозом, органом исполнительной власти субъекта и Центром ветеринарии не предусматривает передачу лекарственных средств и ветеринарных диагностических препаратов третьим лицам. Соответственно, присутствие ветеринарного специалиста государственной ветеринарной службы – либо такой рабочий микс, физически один специалист, ветеринар, который трудится в хозяйстве, и который имеет статус государственного ветеринарного специалиста по совместительству, он всех в этом плане устраивает, и контроль, и непосредственно вакцинация… Это достаточно высокая нагрузка на агрохолдинги. Сама вакцина поставляется за счет средств федерального бюджета, и субъекты, органы исполнительной власти, управления, комитеты, департаменты, региональные минсельхозы имеют полное право в рамках государственного заказа проводить данную работу, не взимая плату с сельхозтоваропроизводителя, компенсацию затрат они получают из регионального бюджета. Но практика у нас показывает другое, что бюджеты у нас некоторые самодостаточные, некоторые испытывают дефицит финансирования. Если имеет место недофинансирование, то это уже решение субъекта, они распределяют региональный бюджет, направляя госзадание на вакцинацию, диагностику одних болезней, соответственно, до классической чумы может финансов регионального бюджета и не хватить. Тогда орган исполнительной власти, государственная ветеринарная служба, они вынуждены за эту работу брать плату с холдингов. Вопрос болезненный, но это нужно обсуждать на уровне субъекта, обосновывать значимость… Мои рекомендации – надо чаще общаться с госветслужбой, тогда сэкономите деньги своего холдинга, не будете тратить на вакцину свои собственные средства. (Капустин С. И., заместитель директора ФГБУ «Центр ветеринарии», г. Москва)
Позиция Министерства сельского хозяйства, позиция курирующего заместителя министра М. И. Увайдова заключается в том, что государственная ветеринарная служба и выполнение этих мероприятий государственной ветеринарной службой не должны быть дополнительным финансовым бременем для сельхозтоваропроизводителя, и мы везде это декларируем. (Муковнин А. А., заместитель директора Департамента ветеринарии Минсельхоза РФ, г. Москва)
…Нужно запретить на национальном уровне использование немаркированных вакцин, которые до сих пор не запрещены, и именно они по госбюджету и поставляются, хотя во всем мире эта практика нормально уже действует более 20 лет. (Кукушкин С. А., д. в. н., руководитель технического отдела продуктов для свиноводства в странах СНГ ООО «Берингер Ингельхайм»)
Проблема циркуляции в хозяйствах этой инфекции (болезни Ауески – прим. ред.) имеется. Если мы займем позицию страуса, который прячет голову в песок, и по-прежнему продолжим применять немаркированные вакцины, дополняя это секвенированием и определением происхождения циркулирующего вируса БА (вакцинный или не вакцинный), то появляются возможности для манипуляций на различных уровнях. Поэтому я считаю, что мы как специалисты и эксперты должны подойти к этому вопросу профессионально. Эрадикация (т.е. искоренение) этой инфекции уже была реализована в мировой практике на национальных уровнях, по крайней мере, в Европейских странах. Почему мы не можем этого сделать? Да, действительно, потребуется переходный период, наверное, порядка 2,5-3 лет, но после этого мы будем иметь очевидную и ясную картину в хозяйствах. (Пругло В. В., к. в. н., руководитель отдела ветеринарии ООО «Сева Санте Анималь»)
Что касается применения маркированных вакцин, в том числе и против болезни Ауески. Прежде чем нормативно закреплять требования к применению какого-либо вида вакцины, мы должны понимать, насколько готова наша биологическая промышленность к выпуску необходимого объема препаратов. Прорабатывали этот вопрос при издании ветеринарных правил, и сошлись на непогружении в связи с отсутствием необходимого количества производственных мощностей и производственных объектов. Ветеринарные правила – это живой объект, эти требования принимаются ровно на шесть лет, после которых они подлежат обязательному пересмотру с вашим, коллеги, участием. Мы готовы не ждать этот шестилетний период, если отрасль будет готова, и мы, соответственно, рассмотрим соответствующее предложение с участием надзорного ведомства, научно-технического совета Минсельхоза, будем тогда двигаться в том направлении, в котором рекомендовала отрасль. (Муковнин А. А., заместитель директора Департамента ветеринарии Минсельхоза РФ, г. Москва)
В России вспышек классической чумы свиней фактически не регистрируется, но при этом уверенности в том, что это соответствует действительности, как-то не очень много. Возможно, это обеспечивается опять же в первую очередь вакцинацией. Здесь, конечно, всем бы было проще принимать решение, если было бы реальное представление об эпизоотической ситуации. Наверное, этого представления не появится, пока не будет нормальной программы мониторинга. (Колбасов Д. В., д. в. н., профессор ФГБНУ Федеральный исследовательский центр вирусологии и микробиологии)
Мы должны понимать, что создать документ, который будет унифицировать действия 85 субъектов Российской Федерации, мы можем только через нормативные правовые акты, что мы сейчас и делаем через те же ветеринарные правила, которые предусмотрены Законом о ветеринарии. Мы должны понимать, коллеги, что бизнес в регионе тоже должен нести такую же ответственность за эпизоотическое благополучие, как и государственная ветеринарная служба, и направлять все свои усилия на создание условий благополучия на территории региона. (Муковнин А. А., заместитель директора Департамента ветеринарии Минсельхоза РФ, г. Москва)
Если мы отказываемся от антибиотиков, то нам нужны дополнительные вакцины, подкислители, эфирные масла, чтобы не использовать антибиотики. Мы уже пробиотики и сейчас частично используем, то есть они уже в схемах сидят конкретно, и сверху еще идут антибиотики. Без дополнительных механизмов мы не удержим ситуацию, мы просто себестоимость существенно повысим на предприятиях. (Шкрылёв А. Н., к. в. н., первый заместитель генерального директора по производству ООО «СИБАГРО»)
Мы подготовили проект письма… Нам нужно сформулировать позицию о разработке механизма использования, возможностях разработки, производства и использования аутогенных вакцин, так, как это сделано в Европе и в Америке. В письме все объясняется логически, поэтапно, но если коротко, то все это связано с этой стратегией, которая будет давить на производство в смысле сокращения использования антибиотиков, и нам нужно чем-то их заместить. Никакого другого выхода, как вакцины и бактериофаги, и дальше уже по нисходящей, но идут все же там лекарственные средства растительного происхождения с антибактериальным эффектом, подкислители и так далее, но это неспецифичные средства. А мы хотим иметь специфическую профилактику заболеваний очень хорошего уровня. Мы доработаем это письмо и представим на обсуждение. (Духовский А. А., к. в. н., ответственный секретарь Экспертно-консультационного совета по ветеринарии при НСС)
На базе Минсельхоза есть рабочая группа, в которой обсуждаются вопросы о необходимости производства вакцин… Национальная ветеринарная ассоциация несколько раз направляла запросы как в профильные ассоциации, так и непосредственно в крупные агрохолдинги на тему того, какие потребности у агрохолдингов в производстве тех или иных лекарственных средств, именно иммунобиологических. По состоянию на сегодня, к большому сожалению, у нас лежит всего лишь два письма с конкретными предложениями. (Севастьянова Т. В., к. в. н., заместитель генерального директора Национальной ветеринарной ассоциации)
Я не вижу перспектив, чтобы крупный производитель, биотехнолог мог бы вообще администрировать процесс производства аутогенных вакцин, потому что, действительно, это мелкосерийное производство, требующее комплексных услуг по диагностике, идентификации штаммов, определению их эпизоотической значимости и так далее. Это сложная, многокомпонентная услуга… (Афонюшкин В. Н., к. б. н., заведующий сектором молекулярной биологии СФНЦА РАН)
…На последнем заседании [противоэпизоотической] комиссии принято решение о том, что Россельхознадзор будет делать – я не хочу сказать «перерегистрацию», но будет однозначно делать перепроверку всех четвертых компартментов. (Ковалев Ю. И., д. т. н., генеральный директор НСС)