Материалы
Главная  »  Материалы  »  ЭКС по ветеринарии при НСС от 21 мая 2020 г. Часть 1: «Регуляторная гильотина» и Приказ №25
Окт
13
Дарья Колякина
ЭКС по ветеринарии при НСС от 21 мая 2020 г. Часть 1: «Регуляторная гильотина» и Приказ №25
Конференция 2020, Материалы конференции 2020, Новости, Экспертно-консультационный совет по ветеринарии при НСС
0
, , , , ,

«Регуляторная гильотина» и ее влияние на ветеринарию в сельскохозяйственном производстве.

Приказ Минсельхоза России от 24.01.2018 №25 «Об утверждении Ветеринарных правил, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов репродуктивно-респираторного синдрома свиней (РРСС)». Трудности выполнения приказа.

Участники:

Духовский Александр Александрович, к.в.н., ответственный секретарь ЭКС по ветеринарии при НСС

Виткова Ольга Николаевна, к.в.н., начальник отдела экспертиз и нормативно-технической документации ФГБУ «Центр ветеринарии»

Муковнин Андрей Александрович, заместитель директора Департамента ветеринарии Минсельхоза РФ

Синельников Максим, заместитель руководителя Национальной мясной ассоциации

Караулов Антон Константинович, к.в.н., ФГБУ ВНИИЗЖ, ИАЦ Управления ветнадзора

Палазюк Сергей, главный ветеринарный врач ООО «ПсковАгроИнвест»

А. Духовский. Расскажите, пожалуйста, к чему готовиться и чего ожидать?

О. Виткова. Регуляторная гильотина — важный механизм реформирования контрольной (надзорной) деятельности. Цель реформы — существенно сократить административное давление на бизнес, но в то же время обеспечить высокое качество продукции и ее безопасность для потребителя. В рамках этой работы Минсельхозом подготовлен перечень документов СССР и Российской Федерации, имеющих отношение к различным отраслям агропромышленного комплекса (всего 183 документа).

А. Духовский. Какова судьба документов, которые выходили в последние годы? Речь идет о правилах по РРСС, Ветеринарных правилах по содержанию, разведению и реализации свиней и пр.

О. Виткова. Утверждены приказами Минсельхоза и зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации Ветеринарные правила по листериозу и трихинеллезу. Ряд нормативных правовых актов находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти (Ветеринарные правила по бруцеллезу, пастереллезу, туберкулезу и биоотходам). Проходят правовую экспертизу проекты ветеринарных правил по классической чуме свиней, лептоспирозу, болезни Ауески, токсоплазмозу, роже свиней, кампилобактериозу, бешенству, а также проект Ветеринарных правил по ветеринарно-санитарной экспертизе мяса. Проводится актуализация Ветеринарных правил по африканской чуме свиней (Приказ Минсельхоза № 213), по ящуру (Приказ Минсельхоза № 564) и Ветеринарных правил по содержанию свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации (Приказ Минсельхоза №114). Планируются к разработке в 2020 году Ветеринарные правила по энтеротоксемии и трихомонозу.

В отношении Приказа Минсельхоза России по РРСС (№ 25) — были получены замечания от Национальной мясной ассоциации, Национального Союза Свиноводов (НСС), Экспертно-консультационного совета по ветеринарии при НСС. Замечания рассматриваются, их рассмотрение вынесено на научно-технический совет Минсельхоза, который должен состояться в ближайшее время. Наиболее значимые вопросы будут учтены. Одним из основных является вопрос о вакцинации, а именно, какие вакцины (живые или инактивированные) целесообразно использовать.

А. Духовский. Где на данный момент правила по борьбе с болезнью Ауески? У кого спрашивать? РСХН, когда будет проверять, чем будет руководствоваться? У кого просить защиты, если будут перегибы по контрольным и надзорным мерам? Чем руководствоваться ветеринарному врачу — непонятно, потому что документы постоянно в разработке. У нас на связи Андрей Александрович Муковнин из Департамента ветеринарии, я хотел бы ему предоставить слово.

А. Муковнин. Добрый день, коллеги. У нас на протяжении нескольких лет не действуют и не могут быть использованы в контрольно-надзорной деятельности документы советского периода. От Минсельхоза была инициатива сохранить действие документов, которые прошли должным образом согласование всех ФОИВ и зарегистрированы в Минюсте. В последнем варианте в проект Постановления Правительства, касающееся отрасли свиноводства, попал ряд документов. Это Правила по содержанию свиней, инструкция по РРСС, инструкция, касающаяся регулирования деятельности по биоотходам. Минсельхоз выступил с инициативой исключить из проекта Постановления Правительства данные правовые акты, учитывая проводимую с каждым из них работу. В частности, другими документами, основами госполитики по биологической безопасностии, планам, спущенным сверху, и поручением на тот момент вице-премьера А.В. Гордеева Минсельхоз вместе с Центром ветеринарии разработал проект Приказа Минсельхоза об обращении биологических отходов в соответствии с нынешней версией Закона о ветеринарии и направил его на согласование в ФОИВ. Срок принятия этого документа в соответствии с планом — текущий 2020 г. По РРСС мы неоднократно обсуждали и, как сказала О.Н. Виткова, вынесли этот вопрос на заседание Научно-технического совета Минсельхоза, секции ветеринарии, которое, возможно, состтоится на следующей неделе. НМА, НСС получали от меня письмо, в котором я просил обосновать полную отмену действующего приказа № 25. Мы понимаем, исходя из вашего ответа, что сейчас основной проблемой является возможность ввоза и применения живых вакцин против данной инфекции. Как и было обещано, этот вопрос включен в повестку и будет рассмотрен участниками НТС. В случае принятия положительного решения Минсельзоз выполнит техническую функцию и подготовит изменения в Правила. Минсельхоз предлагает таким образом поступить по данному вопросу. Так же, с учетом Департамента ветеринарии Минсельхоза, ведется работа по внесению изменений в Приказ № 114 «Правила по содержанию свиней». Это три основных документа, которые указаны в Постановлении Правительства. Остальные документы, изданные должным образом, зарегистрированные в Минюсте, – на данный момент предполагаем продление их действия с 1 января 2021 г.

А. Духовский. Понятно, спасибо.

М. Синельников. Я со стороны членов рабочей группы животноводства и растениеводства, которая реализует «регуляторную гильотину», хотел бы вас проинформировать. Изначально Минсельхоз на отмену с 1 января 2021 года включил всего 38 актов, из них сферы ветеринарии касалось пара актов. 22 апреля состоялось заседание подкомиссии Правительства, на котором Минсельхозу было дано поручение включить еще 15 актов современного периода, действующие с 1991 года, относящиеся к сфере свиноводства, в частности, приказ по РРСС, он включен на отмену с 1 января 2021 года. Включены Казахстанский регламент на требования к кормам и кормовым добавкам, санитарные требования к проектированию предприятий мясной промышленности и, конечно, Правила содержания свиней и КРС. Это что касается отменяемых актов.

Теперь по порядку дальнейших действий. Конечно, эти акты отменяются только с 1 января 2021 года. В случае согласования ведомствами и рабочей группой, и принять это решение о том, что какие-то акты нужно переиздать с 1 января 2021 года, до этого срока должны быть приняты, разработаны, согласованы в том числе с рабочей группой, одобрены акты, которые идут на переиздание и вступление в силу с 1 января 2021 года. Мы многие акты поддержали, в том числе, будут переиздаваться Правила обращения с биоотходами, Правила содержания свиней можно переиздать. Но что касается РРСС, по нашему мнению, введение этого приказа не было достаточно обосновано, и, более того, я для информации скажу коллегам, на 35 заседании Консультативного комитета было одобрено решение об изъятии из 317 решения требований к ввозу по РРСС. В ссылках этого Решения было указано как раз приведение в соответствие с рекомендациями Кодекса здоровья наземных животных. По этому вопросу я бы так сказал: с 1 января 2021 года эти правила будут отменены, такое решение Подкомиссии Правительства есть, Постановление до 1 июня должно быть подписано и издано, а по поводу переиздания — это еще вопрос, и рабочая группа будет смотреть на этот вопрос с точки зрения целесообразности.

По ускорению процедуры принятия актов хотел бы уточнить. 7 мая исполняющий обязанности Председателя Правительства А.Р. Белоусов подписал особый порядок принятия нормативных актов в рамках реализации «регуляторной гильотины». Теперь орган-разработчик может согласовать текст документа с другими министерствами в сжатые сроки. Чтобы не повторилась ситуация, когда документ полугодиями, годами ходит между ведомствами, на согласование актов в рамках «Регуляторной гильотины» отводится 10 дней, и если согласующий орган не представил свою позицию в установленный срок, то акт считается согласованным. И на регистрацию в Минюсте отводится не 30 дней, как для обычных актов, а всего лишь 15. Это позволит в ускоренном режиме принять акты, которые необходимы взамен отменяемым. Также в Постановлении 640, которое подписал А.Р. Белоусов, указано, что в обязательном порядке эти акты на переиздание будут проходить процедуру рассмотрения в рабочей группе по реализации механизма «регуляторной гильотины». Поэтому нам предстоит еще большая работа впереди, и будем как эксперты все участвовать в этой работе.

А. Духовский. Я призываю всех быть активными в этой работе, и членов Национального Союза свиноводов, и практических врачей. Меня беспокоит пара моментов относительно Правил по содержанию свиней. Какие-то изменения, о которых просили производственники, внесены, а какие-то никак не могут внести. Насколько я понимаю, согласование затормозилось. Те правила, которые могут утвердить с 2021 года, какова вероятность, что эти спорные моменты разрешатся? Или они останутся? Насколько я понимаю, речь идет и про ограничения количества содержания животных на участке доращивания до 600 голов, и прописана проверка животных на нарушение обмена веществ. Я правильно понимаю, что эти пункты еще фигурируют в действующих правилах?

М. Синельников. «Регуляторная гильотина» как раз и направлена на то, чтобы акты, которые будут переиздаваться, прошли согласование с новой организацией — рабочей группой. Если акты не будут согласованы в рабочей группе и не будут учтены все замечания, которые рабочая группа, или бизнес, или эксперты предлагали, то этот акт не будет издан в срок, и за это будут соответствующие наказания ответственным лицам. А то, что Минсельхоз не учитывает, — как раз «гильотина» заставляет всех работать эффективнее, быстрее, учитывать экспертные мнения, а не только внутриведомственные интересы.

А. Духовский. Спасибо, Максим. Понятно одно: предстоит много работы, достигнуть договоренности — в интересах всех, чтобы это были реальные, приемлемые для производства правила, и контролирующие органы на их основаниях проверяли бы то, что полезно всем, и наказывали бы за то, чего действительно не должно быть, а не за вещи, абсолютно несущественные. Мы обсудили первый вопрос и коснулись четвертого — по поводу РРСС. Вчера мы слушали доклад А.К. Караулова, надо сказать, что он очень многим понравился. Была показана реальность, как она есть. Антон Константинович, я бы попросил вывести на экран ваши слайды и очень быстро прокомментировать задания на исследования, фактическое исполнения исследований, рассогласованность между лабораториями и т. п.

А. Караулов. РРСС распространен по всему миру. По данным Центра ветеринарии РФ, три очага возникло в 2019 году, четыре очага в 2018 году. Интересные данные по диагностическим исследованиям. Изменение плана по итогам года в целом по России — 480%. Отдельно по ЦФО — 790%. Это немыслимые цифры. Обратите внимание на фактические цифры: Калуга запланировала 8 исследований, по факту проведено 2496. Это говорит о потребности, которая не была запланирована, или о внезапных проблемах, которые возникли у ветеринарной службы с заболеванием. Данные по вакцинации — сравните данные фактические и запланированные. В среднем по России выполнение плана — 400%. О чем это говорит? О том, что есть проблемы, о которых предпочитают не говорить. На основании статистических данных можно сделать вывод: в стране бессистемная диагностика и бессистемная вакцинация. А если учесть тот факт, что мы применяем разные вакцины, даже внутри одного хозяйства, то реальное распространение неизвестно. С одной стороны, 3-4 очага в год, а с другой, было сказано, что до 95% хозяйств серопозитивны. В международном законодательстве нет ничего конкретного, за исключением Manual of Diagnostic Tests and Vaccines for Terrestrial Animals (OIE), где говорится о том, что вакцинация свиней не предотвращает инфицирования. То есть вакцинация не предотвращает персистенцию вируса, и она затруднит в будущем достижение благополучия отдельных популяций и стад. Обратите внимание, как передается возбудитель: есть и вертикальный, и контактный пути передачи. Что касается борьбы, страны, которые декларируют официальную борьбу, — Норвегия, Финляндия, Швеция, в Австралии вакцинация запрещена, в Норвегии в качестве основного метода борьбы декларируется стемпинг аут. Официальная вакцинация практикуется в России и Белоруссии. В сложившейся ситуации мы рекомендуем привести нашу нормативную документацию в соответствие с потребностями покупателей на международном рынке и определиться, что мы будем реализовывать на международный рынок: только мясо или мясо и живых животных. Если живых животных, — не важно: на убой или генетическое ядро, — нам придется задуматься о запрете вакцинации и применения живой вакцины, потому что международное законодательство с каждым годом становится жестче. Поэтому самая мягкая наша рекомендация — хотя бы запретить применение живой вакцины в репродукторах и хозяйствах, имеющих высокий уровень биологической безопасности, в первую очередь, 3-4 уровень компартментализации.

А. Духовский. Мы на предыдущем заседании Экспертного совета приходили к такому заключению, что для генетических центров и репродукторов, которые занимаются реализацией поголовья, логично поддерживать негативный статус, не применяя никаких вакцин. У меня вопрос: существующие правила (Приказ № 25) корректируются с учетом допуска использовать живую вакцину на товарных производствах?

М. Синельников. Как я уже сказал ранее, мы планируем переиздание Приказа № 25 или внесение в него изменений в соответствии с решением, которое будет принято на предстоящем Научно-техническом совете.

А. Муковнин. Антон Константинович правильно сказал: у нас ситуация крайне непрозрачная с данной нозологической единицей на территории РФ. Это обусловлено несколькими факторами: во-первых, у нас РРСС не относится к особо опасным заболеваниям, в перечень оно не входит, оно относится к карантинным, это разные вещи. Мы, в соответствии с Кодексом МЭБ, как страна — участник МЭБ, обязаны нотифицировать случаи заболевания РРСС на территории РФ и передавать эту информацию в МЭБ. Та непрозрачность, которая сейчас существует, сложившаяся из-за поведения отрасли и нормативно-правового регулирования, в любой момент может привести к невозможности экспорта. Мы прекрасно знаем требования Кодекса, в него вносятся изменения и вносятся дополнительные барьеры международной торговле. Поэтому нам в первую очередь вместе с отраслью свиноводства нужно принять согласованное, консолидированное решение, как мы будем выводить из тени данное заболевание, как мы будем с ним бороться. Действительно, применение живой вакцины — это спорный вопрос, но мы готовы рассмотреть его по результатам НТС.

С. Палазюк, главный ветеринарный врач свинокомплекса. Помимо данных правил, я бы еще обратил внимание на регионализацию, поскольку мы все знакомы с требованием оформления в системе «Меркурий» ветеринарно-сопроводительной документации. Возникает интересный вопрос относительно РРСС, который связан с регионализацией. Существующие требования по регионализации в случае, если будет зафиксировано предприятие, положительное по РРСС, регламентирует даже убойных свиней исследовать порядка 10% на РРСС. К чему это приведет? Как минимум, затормозится выписка документов, как максимум, предприятие попадает на необоснованный объем исследований животных.

А. Духовский. Спасибо, мы учтем это замечание и ответим.



Оставьте ответ

Войдите , чтобы оставлять комментарии.