Материалы
Главная  »  Материалы  »  6 декабря прошло очередное заседание ЭКС по ветеринарии при НСС
Дек
27
Дарья Колякина
6 декабря прошло очередное заседание ЭКС по ветеринарии при НСС
Документы, Новости, Экспертно-консультационный совет по ветеринарии при НСС
0
, , , , , , , , , , ,

6 декабря 2022 года в Международной промышленной академии (г. Москва), в рамках XIV Международной научно-практической конференции «Свиноводство – 2022» прошло очередное заседание Экспертно-консультационного совета по ветеринарии при Национальном Союзе свиноводов. Мы публикуем конспект этого заседания.

В заседании приняли участие:

Виткова Ольга Николаевна, начальник отдела анализа международного законодательства ФГБУ «Центр ветеринарии», г. Москва

Духовский Александр Александрович, к. в. н., ответственный секретарь ЭКС по ветеринарии при НСС, г. Москва – модератор

Ковалев Юрий Иванович, д. т. н., генеральный директор Национального Союза свиноводов, г. Москва

Колбасов Денис Владимирович, д. в. н., директор ФГБНУ ФИЦВиМ, г. Покров

Кольцова Галина Сергеевна, к.б.н., заведующая лаборатории геномики вирусов ФГБНУ ФИЦВиМ, г. Покров

Кукушкин Сергей Анатольевич, д. в. н., руководитель технического отдела продуктов для свиноводства в странах СНГ ООО «Берингер Ингельхайм», член ЭКС по ветеринарии при НСС, г. Владимир

Курленко Владимир Иванович, заместитель генерального директора Национального Союза свиноводов, главный эксперт по финансово-экономическому анализу и правовому обеспечению отрасли, г. Москва

Муковнин Андрей Александрович, заместитель директора департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ, г. Москва

Середа Алексей Дмитриевич, д.б.н., профессор, главный научный сотрудник лаборатории лекарственных средств для животных ФГБНУ ФИЦВиМ, г. Покров

и другие участники конференции «Свиноводство».

1. О разработке вакцины против африканской чумы свиней (АЧС)

После того, как А. А. Духовский, ответственный секретарь ЭКС по ветеринарии при НСС, открыл заседание, слово взял Д. В. Колбасов. Он рассказал о состоянии дел с разработкой вакцин, отметил, что есть два перспективных направления, по которым ведется работа во всем мире: создание живых аттенуированных вакцин и рекомбинантных вакцин. Денис Владимирович поблагодарил компанию «Агроэко» за поставку животных и обратился к хозяйствам с просьбой предоставить свиней для опытов.

А. Д. Середа выступил с докладом «Иммунобиологическая оценка кандидатов вакцин против АЧС». Он обобщил знания о свойствах вируса АЧС, которые накоплены на данный момент, в частности, рассказал о тех его свойствах, которые представляют трудности для разработчиков вакцин:

  • Это единственный известный ДНК-содержащий арбовирус.
  • Он отличается чрезвычайной гетерогенностью: по российским данным, имеется 9 сероиммунотипов, по зарубежным данным, 24 генотипа.
  • Мишенью вируса являются макрофаги – центральное звено иммунной системы. Их поражение приводит к большим проблемам развития иммунитета.
  • У вируса более 100 белков, и до сих пор не установлено, какие белки ответственны за формирование защитного иммунитета.
  • Отсутствуют вирус-нейтрализующие антитела.
  • Вирус крайне устойчив к физико-химическим факторам, сохраняется длительное время и в трупах, и в продуктах убоя свиней. К счастью он безопасен для человека и других животных.

Алексей Дмитриевич рассказал об истории разработки вакцин, о том, как в СССР создавалась временная защита от вируса АЧС, и о требованиях к вакцинам против АЧС, которые были сформулированы Минсельхозом СССР. Затем он представил результаты опытов получения и испытания на свиньях живых аттенуированных вакцин, которые велись в ФИЦВиМ в 2022 году. Результаты испытаний: подопытные свиньи демонстрировали снижение смертности, уменьшение клинических признаков и виремии, достаточно высокую концентрацию антител. При этом часть животных заболевает подострой формой АЧС. А. Д. Середа рассказал о зарубежных испытаниях аналогичных вакцинных штаммов, озвучил предложения по комплексной оценке вакцинных штаммов при АЧС и планы исследований на 2023 год.

Далее Г. С. Кольцова рассказала об идентификации протективных антигенов вируса АЧС. Она отметила, что одной из главных трудностей, с которыми сталкиваются разработчики вакцины против АЧС, является отсутствие данных о протективных антигенах вируса. Представила типологию вакцин, включающую 7 типов, при этом отметила, что не для всех типов имеет значение знание о протективных антигенах, но для всех остальных оно является основополагающим. Перечислила подходы к идентификации протективных антигенов и привела пример идентификации, который был использован в работе. Одним из описанных подходов является получение и характеристика рекомбинантных вирусов с удалёнными генами. Г.С. Кольцова рассказала об опытах с животными, которые были проведены для подтверждения роли отдельных вирусных белков в формировании защиты от АЧС. Животных иммунизировали рекомбинантным вирусом и провели контрольное заражение. Удаление одного гена привело к изменению протективных свойств, а изменение двух генов привело к полному изменению серотипа in vitro. Результат одного из экспериментов: иммунизация вирусом, у которого путем гомологичной рекомбинации были заменены два гена, привела к развитию антител. При этом часть животных, зараженных гетерологичным штаммом, выживала, тогда как все животные, иммунизированные исходным штаммом, а также животные в контрольной группе пали на 6-8-е сутки. После контрольного заражения у животных, иммунизированных рекомбинантным вирусом, отмечено также уменьшение клинических признаков и снижение виремии по сравнению с контрольной группой. Было подтверждено, что два гена имеют важное значение и, возможно, являются протективными антигенами вируса АЧС, однако только этих двух белков недостаточно для формирования защиты. В дальнейшем планируется изучение большего количества антигенов. На данный момент сформирована панель, в которую вошли более 40 антигенов, и их тестирование является планом дальнейших исследований, наряду с дальнейшими экспериментами с рекомбинантными вирусами, чтобы идентифицировать как можно большее число протективных антигенов. Следующим этапом будет выбор векторной системы для разработки вакцины, если это реально. Галина Сергеевна рассказала о последующих этапах и направлениях дальнейших исследований.

Колбасов Д. В.: То, что представлено в этих докладах, плюс группа А. Иголкина во ВНИИЗЖ – это весь потенциал российской науки. Возможно мы не знаем о результатах работы еще каких-то научных групп из России, и было бы интересно их тоже заслушать Экспертном совете. Бесполезно вести исследования без возможности проверить их езультаты на животных. Совершенно точно, что защита животных с помощью живых аттенуированных вирусов – задача разрешимая. Но сохранить экспортный потенциал с помощью живых аттенуированных вакцин против АЧС – нереалистично. Универсальная вакцина невозможна. Чем больше исследовательских групп работает, чем больше экспериментов на животных, тем больше вероятность получения результата. Прогнозировать вакцину как коммерческий продукт пока рано.

А. А. Духовский поблагодарил за информацию и пожелал успеха исследователям.

2. О предложении внесения изменений в ветеринарные правила по РРСС.

Духовский А. А. Дам небольшую справку об этой проблеме с точки зрения производственного ветеринарного врача и предприятия в целом. Есть ветеринарные правила (Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 26 октября 2020 г. N 625), регламентирующие действия предприятия в случае обнаружения РРСС. Если следовать правилам, то предприятие в случае обнаружения РРСС терпит огромные убытки. В расчете на репродуктор на 1 000 свиноматок потери в день с момента заявления подозрений начинаются с 1,5 млн р. На период подтверждения диагноза (7-10 дней) останавливается движение поголовья, прекращается осеменение, опоросы идут, приплоды умерщвляются. В случае подтверждения начинается неопределенный по длительности период мероприятий, предусмотренных правилами (от 10 дней и больше): вакцинация, доказательство, что больных особей не осталось, чтобы подтвердить ликвидацию инфекции. С момента выявления последнего больного животного начинается 40-дневный период, когда предприятие фактически не работает. Итого, как минимум, 60 дней. Дополнительно следует отметить, что прием мяса из этого очага возможен в проваренном виде для изготовления мясных продуктов, но цена составит 114 р. за кг, в то время как средняя рыночная цена приема мяса составляет 150-160 руб. за кг, за счет этого дополнительные потери около 500 тыс. в день. Итого убытки составят около 2 млн в день, или 120 млн за 60 дней на 1000 свиноматок. Известно, что репродукторы, как правило, рассчитаны на 5-6 тыс. голов, то есть убытки за этот эпизод составят 600-700 млн. То, что мы должны реагировать на подозрения, – это неоспоримо. Хотелось бы обратить внимание на эпизоотический аспект. Инфекция непростая, даже на вакцинированном поголовье происходят вспышки. Полевой вирус циркулирует в стаде и время от времени проявляет свои патогенные свойства. Вопрос: почему мы к новым очагам предъявляем жесткие требования, а к вторичным не предъявляем? Нужно найти компромиссное решение. За последние месяцы мы получили несколько обращений от членов НСС, как быть в такой ситуации, предложений по разрешению ситуации. В частности, получено предложение от группы «Черкизово». В нем говорится, что строгий подход к поставщикам генетического материала оправдан, все завозимые животные должны быть негативны по РРСС. Владельцам товарных стад нужно давать выбор, в каком статусе им быть: идут ли они на депопуляцию и завозят негативных животных, либо они предлагают программу по оздоровлению стада, при этом к ним не применяется жестких мер. Хотелось бы, чтобы был контроль со стороны государства и была достоверная статистика РРСС-позитивных и РРСС-негативных предприятий, и чтобы все имели доступ к этой базе. Должны проводиться мониторинговые исследования и должна быть открытость предприятий. Они готовы к открытости. Если не будет применяться экстраординарных требований, ущербных для деятельности предприятия, степень открытости повысится. Предлагается пересмотреть Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 26 октября 2020 г. N 625, а именно вывести из оборота понятия «Ограничения», «Карантин», ввести понятие «Составление плана управления и контроля РРСС в субъекте РФ или на свиноводческом предприятии».

Муковнин А. А.:

Вопрос о действиях хозяйства в случае обнаружения вируса РРСС поднимался еще на этапе обсуждения правил. Что касается предложения о составлении плана по контролю РРСС – этот вопрос требует внесения изменений в Ветеринарное законодательство. Для обоснования плана должны быть проведены расчеты предполагаемых затрат, сделано финансовое обоснование.

Можно обсудить вопрос об отказе использования специфической профилактики ( вакцинаций) против РРСС в племенных хозяйствах, селекционно-генетических центрах (СГЦ). Предлагаю отраслевому сообществу подумать о необходимости закрепления данных требований в Ветеринарных правилах. Если отраслевое сообщество придет к такому решению, то это в последующем послужит основой для поэтапного оздоровления свиноводческих хозяйств Российской Федерации от РРСС.

Приведенный расчет по недополучению свиноводческой продукции и убыткам, связанным с введением в действие Ветеринарных правил по РРСС вызывает сомнения, и я не могу с ним согласиться. Позиция Минсельхоза, Россельхознадзора и научно-
технического совета в отношении исключения РРСС из перечня карантинных, в том числе особо опасных болезней животных (Приказ Минсельхоза России №476 от 19 декабря 2011 г.) состоит в том, что это нецелесообразно, вывод этого заболевания из-под контроля неприемлем. Если отраслевое сообщество будет настаивать на внесении таких изменений, прошу это выносить на НТС.

Что касается мониторинга и присвоения статусов предприятиям по РРСС, то проще руководствоваться требованиями по компартментализации. В этом году были приняты изменения в Закон о ветеринарии РФ, в связи с этим в Правила по определению зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств могут быть актуализированы и учтены предложения по прослеживаемости статуса свиноводческого предприятия, в том числе по РРСС.

Вы утверждаете, что необходим доступ к информации, в том числе к результатам лабораторного мониторинга. Мне не понятно, что на данный момент непрозрачно. Если кто-то не дает доступ к данным – давайте обратимся в Россельхознадзор для решения данного вопроса.

Что касается лабораторного подтверждения РРСС, то оно проводится только при подозрении на заболевание (наличие клинических признаков болезни и др.). Ограничительные мероприятия при подозрении на РРСС основаны на том, что клинические признаки этой болезни схожи с клиническими признаками других карантинных, в том числе особо опасных болезней свиней, которые могут вызывать еще большие потери, также учитываются риски возможного распространения возбудителя.

В соответствии с действующими правилами по РРСС вывоз свиней на убойные предприятия не запрещен, в связи с чем есть возможность реализации свиноводческой продукции. Если будет нужно, Департамент ветеринарии может дать дополнительные разъяснения.

Термическая обработка свинины при температуре выше 70 °С предусмотрена только для сырья, которое находилось в очаге. При этом не изымаются продукты убоя, не требуется их уничтожение, они должны быть подвергнуты термической обработке.

Свиньи могут быть вывезены на специализированные предприятия по убою или оборудованные для этих целей площадки.

Карантин 40 дней введен для того, чтобы имелась возможность выявить оставшихся животных, находящихся в инкубационном периоде болезни, так как инкубационный период по РРСС составляет 37 дней.

Что касается мониторинга здоровья свиней в ЛПХ и КФХ в целях минимизации рисков распространения РРСС, в этой категории хозяйств, то Минсельхоз не против, но члены отраслевого сообщества, и в первую очередь члены НСС должны осознавать, что крупные свиноводческие предприятия, относящиеся к III или IV компартментам, прежде всего, должны являться высокозащищенными свиноводческими хозяйствами, которые не должны иметь никаких пересечений и взаимодействий с ЛПХ и КФХ.

Духовский А. А.: На данный момент предприятия и ветеринарные врачи видят очень большие риски. Скорее всего, нам надо сформировать запрос и обсудить, как нам пользоваться этими ветеринарными правилами.

Ковалев Ю. И.: Последние 10 лет у нас идет огромный прирост производства, который компенсирует все ошибки роста и ветеринарные проблемы. С 2024-25 года этого роста не будет, и нам нужно найти сбалансированное решение, о котором не придется жалеть. РРСС – экономическая болезнь. От нее избавиться невозможно, ею можно только управлять. Свиноводство – полностью частный бизнес. Потери по РРСС – это не потери государства, а потери собственников. Нельзя допустить, чтобы они уходили из бизнеса из- за того, что это становится невыгодно.

Муковнин А. А.:

Минсельхоз актуализирует ветеринарные правила, вносит, в случае необходимости, изменения, при возможности идет на либерализацию требований, но чтобы вносить изменения, мы должны понять, действительно ли они необходимы, с чем связаны такие изменения, почему создалась такая ситуация, которой не было еще 20 лет назад. Мы готовы к внесению изменений, касающихся создания свободных от РРСС стад (в которых не применяется вакцинопрофилактика против данной болезни) в племенных хозяйствах, СГЦ, если на этом будет настаивать отраслевое сообщество. Отказаться полностью от контроля РРСС, выведя данную нозологическую единицу из перечня карантинных, в том числе, особо опасных заразных болезней животных, мы в данный момент не готовы.

Виткова О. Н.:

Мы за такую ситуацию, когда на предприятии обеспечен высокий уровень биобезопасности и не проводится вакцинация. В товарных же хозяйствах, в связи с широким распространением возбудителя, пока необходимо использовать вакцинопрофилактику. Требования по вакцинации имеются в Правилах. Что в данном случае не работает?

Термическая обработка мяса и других продуктов убоя при РРСС необходима так, как эти продукты и могут быть контаминированы Streptococcus suis, который опасен для людей и является сопутствующей инфекцией при РРСС (по рекомендации ФАО ВОЗ).

Подозрение на РРСС возникает, когда у животных имеются клинические признаки болезни или в хозяйство из очага РРСС ввозились животные, корма и др.. Если в хозяйстве профилактика болезни находится на высоком уровне, проблем с РРСС просто не должно быть.

Диагноз устанавливается лишь тогда, когда выделен возбудитель или обнаружен его генетический материал или антитела к возбудителю, не связанные с вакцинацией.

Муковнин А. А.:

Выделение возбудителя или обнаружение его генетического материала на вакцинированном поголовье требует подтверждения, что это не вакцинный вирус. Выявление антител на вакцинированном поголовье не может служить основанием для установления диагноза. Если есть проблемы, то для их решения давайте рассматривать конкретные ситуации.

Духовский А. А.: В некоторых случаях профилактика РРСС не работает ни в России, ни в мире. Это особенности вируса.

Кукушкин С. А.: РРСС контролировать сложно. Вакцина – 50 % успеха. Остальные 50 % – это технологические решения, которые не все могут себе позволить. Процесс идёт, и есть предприятия, у которых получается неплохо контролировать РРСС. Мы в начале пути, и чтобы вся индустрия этими методами овладела, потребуется лет 10 или больше. Само по себе нахождение вируса не является свидетельством наличия клинической проблемы. Носительство в стаде будет всегда. Ветеринарные врачи опасаются, что в Госветслужбе найдется такой сотрудник, который примет нахождение вируса как основание для наложения карантина.

Виткова О. Н.:

Если нет проблемы в хозяйстве, нет и подозрения на РРСС, не активируется алгоритм Ветеринарных правил при подозрении на РРСС. Если есть клинические признаки болезни, владельцы животных обязаны уведомить Госветслужбу. Также Госветслужба должна реагировать, если ввезли животных, корма или сперму из предприятия, в котором был выявлен очаг РРСС. Просто так сотрудник Госветслужбы не придет, и не будет отбирать пробы. Диагноз устанавливается тогда, когда доказано, что это вирус, генетический материал возбудителя не вакцинного происхождения, а наличие антител не связано с вакцинацией. Выявление антител или генетического материала вируса РРСС на вакцинированном поголовье еще ни о чем не говорит. Требуется подтверждение, что генетический материал не вакцинного происхождения. Выявление антител у вакцинированных животных не является диагнозом.

Муковнин А. А.: В Правилах четко прописан перечень условий, при которых объявляется подозрение, иесли мероприятия проводились не в соответствии с Ветеринарными правилами – это является нарушением. Минсельхоз готов дать разъяснения по вопросам применения Правил. Статистика такова, что за прошлый год неблагополучие по РРСС было выявлено в 4 субъектах Российской Федерации.

Духовский А. А.: До выхода разъяснений не вижу смысла обсуждать этот вопрос. Возникающие вопросы предлагаю решать в рабочем порядке. На следующем заседании ЭКС доложим о проделанной работе.

3. Разное.

А. А. Духовский проинформировал о выходе приказа № 776 от 2 ноября 2022 года «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов для ветеринарного применения…», который вступит в силу с 1 марта 2023 года. Предложил ознакомиться и задать вопросы, и в случае необходимости будут запрошены разъяснения у Минсельхоза.

Муковнин А. А.: Мы принятые законы, согласованные с отраслевым сообществом, не считаем за догму и готовы вносить в них изменения в случае необходимости.

Курленко В. И. призвал участников отраслевого сообщества сформировать перечень вопросов по РРСС для передачи в Минсельхоз.

На этом заседание Экспертно-консультационного совета по ветеринарии при НСС закончило свою работу.



Оставьте ответ

Войдите , чтобы оставлять комментарии.